Привет, привет всем))

Магистратура 1-ый год обучения. Блог ведется со 2-го курса бакалавриата!!!

понедельник, 12 декабря 2011 г.

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



1.Какова роль инновационных методов обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся?
2.В чем заключается суть метода проектов?
3.Почему при обучении важно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося?
4.Как ИКТ влияет на индивидуализацию процесса обучения?
5.Какую модель обучения можно построить, используя приведенные дидактические принципы?

   
         1. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
• отстаивать свое мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
• рецензировать ответы товарищей;
• оценивать ответы и письменные работы товарищей;
• заниматься обучением отстающих;
• объяснять более слабым учащимся непонятные места;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
          Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
            Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.
           Применение инновационных средств обучения на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

             2. Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку
а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций
б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся.
Использование метода проектов позволяет не только создать естественную среду для формирования компетентностей, но и:
           1) Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
           2)Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
           3)Принимать самостоятельные аргументированные решения.
            4) Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
                          Схема Полата Е.С.



               3. Индивидуальный подход нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Главная цель индивидуализации обучения заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизировать их способности, склонности и интересы.

Не нужно также забывать, что большое влияние на ученика оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход должен представлять собой целую систему воспитания личности.



5 комментариев:

  1. Ирина, ты в ответах на первый и второй "подвопросы" употребляешь термины "компетенции", "информационная культура". На мой взгляд, было бы уместно привести их определения, так как не все знакомы с данными понятиями.
    Хотелось бы отметить отличительную характеристику метода проектов - наличие продукта. Если ты помнишь, о ней упоминал еще Г.И.Ибрагимов на своих лекциях.
    В третьем пункте ответа на вопрос нет. Возможно, ты еще не закончила свой, так сказать, сказ, поэтому приношу извинения, если рановато откомментировала ответ.
    И желательно увидеть ссылки на использованные источники.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. В данном ответе я увидела следующие положительные моменты: описание большого списка ситуаций,способствующих активизации познавательной деятельности учащихся; использование схемы для описания сущности метода проектов, ссылка на известных ученых,работающих по данному направлению (Е.С. Полат). Что бы хотелось увидеть еще. В тексте первого вопроса говорится об инновационных методах обучения. На мой взгляд, было бы полезно уточнить определение (если оно, конечно, существует) и привести примеры инновационных методов обучения, может быть, их классификацию. Также предлагаю добавить классификацию по проектам. Ирин, посмотри вот эти ссылки, может быть, они тебе пригодятся.
    Презентация "Метод проектов в образовании"
    Доклад "Метод проектов и его использование в школе"

    ОтветитьУдалить
  4. видимо Ирина, еще не закончила ответ по данным вопросам, но по тому, что есть могу сказать, что запомнилась только сущность метода проектов, т.к. она дана наглядно. Хотелось бы предложить Ире чтобы при дальнейшем выполнении она выделила бы как то либо цветом, либо "жирным" важные моменты. ну это только мое мнение. А так материал то сам информативен и 1 и 2 вопросы хорошо раскрыты

    ОтветитьУдалить
  5. С Таней согласен. Дарья по поводу 1 вопроса и терминов "компетенции", "информационная культура". Какова направленность наших блогов? по мне, наши блоги созданы нами для нас, не думаю что кто либо из нашей группы не понимает эти термины. С другой стороны, я за то чтобы в работе, все основные термины были определены, от чего мы отталкиваемся.
    По сути работы могу сказать, что работа выполнена.

    ОтветитьУдалить